Посещая профессиональные ИТ-сообщества (т.е. сообщества людей, работающих в сфере информационных технологий), часто приходится наблюдать батальные сцены между сторонниками высшего образования и его противниками – от пассивных до агрессивных.
Последние, разумеется, утверждают, что в высших учебных заведениях преподают разное старье, которое уже двадцать лет нигде не используется, и что практическая польза от такого образования стремится к нулю. Особенно одаренные говорят даже, что высшее образование убивает способность к нахождению нетривиальных решений, поскольку предлагает уже готовые стандартные варианты, которые просто заучиваются наизусть. Однако не будем забывать, что нетривиальное – это не всегда оптимальное, и разберемся все-таки, нужно ли современному ИТ-специалисту высшее образование, и для чего.
Прежде всего, не будем путать такие вещи, как диплом, то есть документ, и знания или навыки, которые он якобы должен подтверждать, что на практике работает далеко не всегда. Согласимся, что бумага с печатями вовсе не является эквивалентом полученной квалификации. Квалификацию можно проверить только в боевых условиях – посадив человека за рабочую задачу. И будем скромно надеяться, что наши текущие и будущие работодатели, в общем-то, не полные идиоты, что они тоже когда-то получали образование, и знают, как можно установить квалификацию специалиста, вне зависимости от того, есть ли у него диплом.
Теперь приступим к основной теме споров.
Как известно, на практике теория отличается от практики гораздо сильнее, чем в теории. Это особенно справедливо в такой быстроразвивающейся области, как информационные технологии. За 5 лет, потраченных на обучение, технологии успевают достичь такого уровня, что сводят на нет наши усилия по их постижению. Поэтому тот, кто выбрал ИТ-сферу, обречен на постоянное самообучение и повышение квалификации.
Однако базовые основы вычислительной техники – математика и физика – остаются сравнительно стабильными последние лет двести, по крайней мере, в той их части, которая наиболее активно применяется на практике. Языки программирования используют все те же четыре арифметических операции, те же тригонометрические функции, степени, пропорции, которые существовали задолго до появления ИТ. Геометрия, на которой построена вся компьютерная графика – от наполняющей игры до применяемой в хранителях экрана, – ничуть не изменилась за последние пару тысяч лет. Физические процессы протекают так же, как они протекали во времена Ньютона. Пожалуй, единственное бурно развивающееся направление – это микроэлектроника. Все остальное остается прежним, меняется лишь способ практического использования имеющихся знаний, отсюда новые технологии и методы. Т.е. меняется прикладная часть. А вот ее-то вам никто и не обещал преподавать в институтах. Это уж вы как-нибудь сами, на месте осваивайте.
Таким образом, академическое образование является тем фундаментом, на котором мы, не изобретая велосипедов с квадратными колесами, можем построить свое собственное здание, применяя те технологии, которые нам близки, понятны и интересны. Какие именно – выбор за нами. Мы конечно можем построить здание и без фундамента, если у нас достаточно времени, чтобы всю оставшуюся жизнь следить за его состоянием и устранять обнаружившиеся недостатки. Многие, однако, таким количеством свободного времени не обладают.
И помимо всего сказанного, диплом о высшем образовании, полученный честным путем, хотя и не обязательно свидетельствует о хороших знаниях, но всегда говорит о способности доводить до конца длительные проекты. А в сфере, например, разработки программного обеспечения это немаловажное качество. Точно так же кандидатская степень не всегда является признаком выдающихся способностей в выбранной отрасли – чаще всего она является признаком терпения и самодисциплины.
А для того, чтобы каждый мог сделать выбор самостоятельно, приведем небольшую статистику с российского сайта superjob.ru, посвященного поиску работы. Ниже перечислено количество специалистов с высшим образованием в разрезе некоторых наиболее востребованных ИТ-специальностей:
тестировщик ПО – 43%;системный администратор – 55%;менеджер по работе с клиентами – 63%;веб-дизайнер – 67%;программист PHP – 68%;администратор баз данных Oracle – 76%;программист 1С – 76%;программист Delphi – 77%;менеджер интернет-проектов – 85%;технический писатель – 88%;специалист по информационной безопасности – 90%;бизнес-аналитик – 98%.
Выводы предлагаем сделать читателям.