Зачем мы городим чепуху и несем ахинею? Немного о галиматье, белиберде и детских стихах

Проблема чепухи совсем не чепуховая. Над тем, что такое абсурд, размышляли крупнейшее философы. В литературе «чепуховые стишки» давно приобрели заслуженную популярность.

Он думал – перед ним Венок Величья и победа; Протер глаза, а это был Без ножки Табурет. «Все кончено! – воскликнул он.

– Надежды больше нет!»(Льюис Кэрролл).

Причем, что интересно: многие профессиональные поэты и писатели черпали «чепуховое» вдохновение в народной, особенно детской поэзии. Джанни Родари, например, использовал в своем творчестве филастрокке (Filastrocca) – вид детского фольклорного стишка, в том числе, и с «невероятностями», забавным бессмыслицами, ритмическими считалочками. Английские поэты в огромном количестве писали свои «абсурдные» стишата. В славянских странах бережно относятся к детскому фольклору (польская Rymowanka).

Буква С совсем сомкнулась – Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого!(Юлиан Тувим).

Откуда же такой интерес к чепухе? Вопросом занялись вполне серьезные люди, которых никак нельзя было бы заподозрить в любви к чепухе. Исследователи выяснили, что чепуха – вполне серьезный мотивирующий элемент в обучении. И не просто в восприятии мира, но и в обучении языкам, и даже в математике! Чепуха и абсурд (при всем их различии) стали одновременно предметом и инструментом исследований ученых.

Оказалось, что дезориентированный мозг человека в ответ на вызов абсурда начинает действовать более активно и более творчески. Когда мозг наталкивается на то, что в принципе не может иметь смысла, этот смысл начинает искаться, и часто продуктивно.

Эксперименты, проведенные в разных университетах североамериканского континента, описывать излишне. Достаточно сказать, что один из них вышел и вовсе занятным: после прочтения книг Ф. Кафки студенты выполнили задание лучше и быстрее, чем их собратья из контрольной группы (то есть без Кафки).

Другой вопрос: так ли уж хочется читать Франца Кафку? И тут же вспоминается переделанный когда-то кем-то «чепуховый» вариант старой песни:Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью…

Но исследования мозговой активности подтвердили: при работе с чепухой или оценке каких-то нелепиц обостряются мыслительные способности.

Все же неизвестно, стоит ли внедрять чепуху как помощь в обучении в школе, например. А уж тем более Кафку. Но и изгонять чепуху из жизни совсем не стоит. Главное, чтобы все это не доходило до бреда сивой кобылы…

Чепуха – это игра. Игра в слова, в ритм, в смыслы. Игра, развивающая воображение. Внутри бессмыслицы может содержаться намек на замаскированное содержание. Загадка без разгадки: вариантов ответа может быть множество, и некоторые вполне могут быть интересны.

К нам приходит людоед,Говорит – Большой привет,Как живете-можете?Что жуете-гложете? (Михаил Яснов).

Городя чепуху, человек, чаще всего, ребенок, учится свободно оперировать фразами, играя на широком поле значений слов и словосочетаний.

– Ну как тебе на ветке? – Спросила птица в клетке. – На ветке, как и в клетке,Только прутья редки. (Олег Григорьев).

Абсурд – это ближе к сознательному нарушению законов логики. Чепуха – это лишь нарушение правил построения фраз и общего смысла. Бессмыслица не может быть истинной или ложной, абсурд считается строго ложным. Чепуха может быть и абсурдной (но не обязательно), и абсурд может быть чепухой, но, в общем, все это чепуха (но не абсурд), которая, впрочем, имеет право на существование. Не зря же существует огромный «чепуховый» пласт литературы – и детской, и взрослой.

И не будем останавливать ребенка, если он вдруг будет спрашивать о какой-то ерунде, рифмовать бессмыслицы и говорить нелепицы. Значит, это ему сейчас нужно. Он осваивает мир во всей его полноте. И, как минимум, развивает образное мышление.

Что сегодня с морем сталось?Все оно перемешалось!И вскипает, и клокочетВ глубине и наверху – Будто кто-то хочет сделатьВеликанскую уху.Поварешкою мешает, пену белую снимает,Тут подсыпал, там подлил,Так и есть!Пересолил!(Марина Бородицкая).

Да и не только дети любят «чепуху»:

Когда мы были молодыеИ чушь прекрасную неслиФонтаны били голубыеИ розы красные росли.(Ю. Мориц – Никитины)

Но это уже не имеет отношения к обучению. Это – о другом.